Хочу играть! Слабовидящий Дима Пугацевич вопреки всему осваивает игру на трех музыкальных инструментах

Дима Пугацевич в Центр помощи «Вера» пришел записаться в инклюзивную театральную студию «Радуга». Парню 15 лет, он почти ничего не видит, с трудом говорит, но ему захотелось попробовать себя в роли актера и режиссера. В театр Диму приняли с радостью, а позже узнали, что это не единственное его творческое увлечение. Несмотря на свой сложный диагноз и слабое зрение – он осваивает три музыкальных инструмента: фортепиано, цимбалы и флейту. При почти полном отсутствии зрения Дима смог развить в себе абсолютный слух, освоить музыкальную грамоту и овладеть инструментом практически на ощупь.

На днях мальчик пригласил на свои занятия во Дворец творчества детей и молодежи, где он уже три года занимается музыкой. К слову, только здесь Диме впервые не отказали. Педагог дополнительного образования Людмила Якуцевич вместо уже привычного для родителей «нет», ответила – «да» и решилась на своего рода эксперимент – обучить игре на инструменте особенного ребенка. За три года вместе с педагогом Диме Пугацевичу удалось добиться поразительных результатов. Теперь парень играет ещё и на цимбалах и флейте, а с недавнего времени пробует выступать в составе ансамбля, участвовать в концертах и фестивалях с сольными номерами.

 

«Выстукивал мелодии на сковородках»

Занятие педагог Людмила Якуцевич начинает не со стандартных распевок, а сразу с награждения. Преподаватель вручает мальчику диплом за участие в 17 областном фестивале творчества детей с особенностями психофизического развития «Мир моих увлечений». На фестивале Дима впервые представлял «Гродненский областной дворец творчества детей и молодежи». Людмила Станиславовна опережает вопросы:

«Он без преувеличений добился больших успехов за это время. Помню, как мама привела второго сына на аккордеон, а потом так робко спрашивает: возьмите и Диму. Было непонятно и боязно, как наладить учебный процесс, как обучить мальчика нотной грамоте, но в тот момент что-то подсказывало: у нас все получится и я решилась на такой эксперимент. Да, сразу было сложно и непонятно. Программу обучения мы строили на основе классического музыкального образования. Дима по началу мог не попадать на клавиши, но он всегда старался, у него отличная ритмическая способность. Он слушал, искал и пробовал. Начинали мы с простых попевок. Я напевала, а он на слух подбирал ноты и играл их на инструменте. На втором году обучения у Димы развился абсолютный слух. Сейчас Дима берет классические произведения и играет двумя руками. Это может быть и Рубинштейн и Моцарт», – делится педагог.

Мама Анна Леоновна вспоминает, как обнаружила у Димы способности к музыке и инструменту. Когда женщина готовила что-то на кухне, сын мог достать сковородку или противень и выстукивать мелодии пальцами. При этом делал он это очень точно и четко. Потом в ход шли игрушечные пианинки на батарейках, Дима пытался воспроизвести простые детские мелодии. Мама стала искать педагога, который согласился бы заниматься с особенным ребенком. Получила много отказов, разочаровывалась, расстраивалась. А позже в жизни Димы появилась Людмила Станиславовна… и все получилось. Спустя время Диме купили настоящий синтезатор, он смог дополнительно заниматься и дома. Так, мальчик серьезно погрузился в музыку.

 

 

«Для Димы музыка – это лечение»

«В прямом смысле слова музыка на Диму оказывает лечебное действие. Игра на инструменте влияет не только на его эмоциональный фон, он  лучше развивается интеллектуально, стал больше говорить, более ясно выражать свои мысли. У Димы кроме инвалидности по зрению, есть ещё и неврологические заболевания. Как раз-таки музыка отлично помогает в лечении этих проблем. Это говорит о том, что идет хорошая мозговая деятельность, в работу включаются оба полушария, развивается речь, координация движений», – уверена мама Анна Леоновна.

На фортепиано Дима не остановился. В скором времени сын высказал свое желание попробовать играть на цимбалах. Здесь же во Дворце творчества детей и молодежи нашелся ещё один педагог – Елена Ивановна Юхневич, которая помогает Диме достичь мастерства игры на струнном ударном инструменте.

«Я всегда говорю, что Дима самый старательный и трудолюбивый ученик из всех 20-ти детей, с которыми я занимаюсь. Часто прошу  других учеников остаться на занятие Димы и посмотреть, как он старается. Ставлю его в пример. Все заслуги мальчика достигнуты упорством, усидчивостью, желанием работать и учиться, заинтересованностью родителей. В моей педагогической практике это первый такой случай. Я ни разу не услышала, что у него нет настроения заниматься, что он не хочет или не будет играть. Дима приходит на занятия в любую погоду, никогда не ленится и выкладывается по полной», – рассказывает Елена Юхневич.

Не так давно Диме подарили флейту. Мама снова услышала «Хочу играть!». В этом учебном году у мальчика прибавилась и флейта – он берет частные уроки у педагога в Гродненской детской школе искусств А. Тызенгауза. Мама говорит, что всегда старается дать возможность Диме где-то сыграть, выступить, показать свой талант другим людям. Недавно Дима выступал с сольным номером на большом празднике в Центре помощи «Вера», мальчик играл пьесу А.Рубинштейна «Мелодия». По своей натуре Дима очень стеснительный, не любит к себе большого внимания, пугается шумных мест, не знает, как реагировать на аплодисменты.

«Как и любой артист он должен выступать, поэтому я всячески стараюсь эту возможность ему дать. Если мы бываем где-то в санатории, Дима играет на творческих вечерах. Педагоги порой включают сольные номера в концертные программы Дворца творчества. Практически всегда игра сына вызывает у людей очень трогательные чувства. А бывает после исполнения в зале какое-то время царит полнейшая тишина. И для меня, как для мамы, это моменты абсолютного счастья и гордости», – делится Анна Леоновна.

 

Анна Леоновна, как вы сами приняли то обстоятельство, что Дима – ребенок с особенностями, что, возможно, не такой как все?

– Так получилось, что Дима родился раньше срока. Произошло ранее поражение мозга. Главное, что я всегда понимала: в этом нельзя никого винить. Так вышло. Сын видит совсем немного одним глазом, нарушено у него логическое мышление, есть проблемы с речью. Но он очень старательный, хочет все знать, у него есть уникальная способность моментально запоминать, быстро обучаться. Я все время слышу от него: «Мама, хочу заниматься!». Помимо музыки, Дима ходит в бассейн, занимается в театре, до этого два года увлекался пескографией. Он постоянно находится в процессе творчества и обучения и в этом весь он. Одно могу сказать точно, каждый ребенок талантлив, с какой бы проблемой он ни родился. Мы с самого рождения много работали, старались как можно больше ему дать. Не опускали руки, не жаловались на трудности, просто работали. При этом зачастую слышали только отказы, Диму нигде не хотели брать, многие педагоги не знали, как его можно чему-то научить, отказывались заниматься. Это расстраивало, но не лишало желания двигаться дальше. Закрывались одни двери, я стучалась в другие.

Диме уже 15. Сейчас я делаю акцент на то, чтобы он мог делать все самостоятельно. Потому как родители не вечные. Я готовлю – поручаю ему какие-то посильные задания: сыр натереть, пирог сахарной пудрой посыпать, что-то убрать. Дима рад, что может мне помочь. Знаете, раньше я часто расстраивалась. Где-то отказали – плачу, сказали в наш адрес нелестное слово – тоже слезы накатываются. А сейчас, наоборот, радуюсь потому как имею большое счастье в лице своих сыновей. А ещё хочется казать родителям, которые столкнулись с детской инвалидностью одно простое правило: нужно всегда верить в своих детей. Какими бы страшными диагнозами и прогнозами вас не пугали. Просто верьте в свое ребенка и делайте для него все возможное.

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *