Особенный ребенок: найти свое место под солнцем. Как детям с особенностями помогают получить образование и профессию

Что значит быть особенным ребенком, учиться по вспомогательной программе, посещать специализированную школу? Такое учреждение образование даёт возможность детям с инвалидностью или интеллектуальной недостаточностью получить несложную профессию, найти свое место в жизни, обрести важные навыки и знания, найти себя в творчестве. Подобных учреждений образования в Гродненской области несколько. Одно из таких ГУО «Волковысская вспомогательная школа-интернат». Здесь обучается порядка 80 ребят, имеющих интеллектуальную недостаточность. Для шести детей школа-интернат стала настоящим домом, где они живут и учатся круглый год. Во вспомогательной школе дети не только получают образование, но и вместе с педагогами выращивают овощи, разводят цветочные клумбы, ухаживают за яблоневым садом, поют, танцуют и даже занимаются акробатикой. Сотрудники Центра помощи «Вера» на прошлой неделе отправились с рабочей поездкой в школу-интернат, чтобы посмотреть, как строится жизнь особенных детей в стенах учреждения и как ребятам помогают подготовиться ко взрослой жизни.

 

76 детей со всего региона, 44 – имеют инвалидность

Сейчас в ГУО «Волковысская вспомогательная школа-интернат» постоянно проживают и учатся 6 детей. Эти ребята имеют статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. В целом же во время учебного года вспомогательную школу посещают 76 детей в возрасте до 18 лет, 44 из них – имеют инвалидность. Часть детей приходят сюда обучаться из Волковысского детского дома, который находится по соседству. Остальные ребята – приезжие.

«6 ребят в школе-интернате проживают постоянно. Это дети, которые остались без родителей и признаны нуждающимися в государственной защите. Всего же во время учебного года школу посещают порядка 80 учащихся, все они имеют интеллектуальную недостаточность легкую либо умеренную. Часть наших учащихся – это воспитанники Волковысского детского дома, остальные ребята приезжают к нам из различных населенных пунктов Гродненской области. Основная программа обучения вспомогательной школы составляет 10 классов, 11 и 12 – это классы углубленной социальной и профессиональной подготовки. В школе-интернате ребята с легкой интеллектуальной недостаточностью могут обучиться таким рабочим профессиям, как швея, рабочий зеленого строительства, цветовод, садовод, овощевод», – посвящает в детали образовательного процесса педагог социальный школы-интерната Светлана Георгиевна Воробей.

 

Школа – специальная, профессия – реальная

Получить простую рабочую профессию для человека со сниженным интеллектом – это хороший шанс в будущем найти работу, а значит, социализироваться, адаптироваться к миру обычных людей, иметь возможность заработать себе на жизнь. Педагоги приводят массу примеров, когда их выпускники успешно трудоустраивались на различные предприятия, швейные производства, в частный бизнес. Своих выпускников педагоги всячески поддерживают, находятся с ними на связи и в случае сложных ситуаций готовы прийти на помощь. Часть выпускников дальше поступают в профессионально-технические училища и колледжи, совершенствуют профессию или получают дополнительную специальность. В учебном заведении делают все возможное, чтобы выпускник после окончания школы нашел свое место, не остался без поддержки – помогают найти работу или дальнейшее место учебы.

«На протяжении нескольких лет каждый наш выпускник имеет своего патронатного воспитателя. Педагог из школы-интерната периодически общается с работодателем, интересуется успехами и проблемами выпускника, старается помогать и решать возникающие трудности. Нам очень приятно, когда работодатели высказывают слова благодарности, и хвалят наших ребят. Немало выпускников вспомогательной школы-интерната трудятся на обувной фабрике «Неман», предприятии «Conte», в различных хозяйствах овощеводами и полеводами, кто-то уходит к индивидуальным предпринимателям и тоже находит свое место под солнцем», – рассказывают педагоги школы-интерната.

 

Сад на 100 деревьев, теплицы и цветники

Для того, чтобы обучить особенного подростка профессии и выпустить полноценного специалиста в школе-интернате созданы все условия. Здесь на 4,5 гектарах земли расположены современные теплицы, где учащиеся выращивают овощи, учатся работать с сельскохозяйственными культурами, осваивают «примудрости» цветочного дела. На территории вспомогательной школы-интерната есть яблоневый сад на 100 деревьев и даже собственное подсобное хозяйство. В учреждении образования держат небольшое поголовье бычков и красавицу лошадь Карину. Всем этим хозяйством вместе с педагогами занимаются и учащиеся.

На территории школы действительно очень аккуратно и красиво, и, главное, что эту красоту вокруг себя создают сами дети. Территорию учебного заведения украшают малые архитектурные формы – это работа учащихся по столярному делу, по периметру здания буйство цветочных клумб – результат работы юных цветоводов, за зданием школы аккуратно подвязаны и прополоты, завиваются первые огурцы и томаты – тоже совместная работа педагогов и учеников.

«Большое внимание в школе-интернате уделяется именно трудовому обучению. Наши воспитанники, к сожалению, вряд ли смогут заниматься интеллектуальным трудом, поэтому наша задача – привить детям трудовые навыки, с помощью которых в будущем они смогут заработать себе на жизнь. В образовательной программе есть немало часов трудового обучения, которые дети проводят в теплицах, выращивая сельскохозяйственные культуры, в саду, ухаживая за деревьями и собирая урожай. В школе также работает столярная и швейная мастерские, где воспитанники учатся шить постельное белье, полотенца, одежду и даже карнавальные костюмы», – рассказывает педагог социальный Светлана Воробей.

 

В атмосфере дружбы и взаимного уважения

В школе-интернате в каждом ребенке стараются найти и развить лучшее качество, какую-то способность, обнаружить талант. Педагоги школы уверенны, найти такою «изюминку» можно в каждом ребенке, стоит только задаться целью и приложить немного усилий.

«Развить самое лучшее, что в нем есть, отыскать наиболее успешное его качество. Вот на что ориентирован весь педагогический коллектив. Да, возможно, человек лишен какой-то способности, например, думать, изобретать, логически мыслить, но Бог обязательно наделил такого человека другой уникальной способностью. Мы всегда эту способность в особенном ребенке стараемся найти и развить. У нас есть мальчики, которые очень хорошо шьют. Были примеры, когда ребята, имеющие диагноз синдром Дауна, успешно осваивали акробатическое искусство, открывали в себе вокальные способности. Помню девочку, которая попала к нам из неблагополучной семьи, казалось, ребенок совершенно закрыт, не идет на контакт. Но именно в школе-интернате ребенок по-настоящему раскрылся, девочка стала заниматься гимнастикой, хорошо учиться, читать стихи, в буквальном смысле расцвела. И таких примеров очень много, главное создать условия и дружественную атмосферу», – рассказывают в коллективе школы-интерната.

В школе много внимания уделяют творческому развитию детей. В учебное время ребята могут посещать вокальную, танцевальную, акробатическую студии, а творческие вечера и концерты здесь всегда проходят с полным аншлагом в зале. В школе создана масса рекреационных зон, где можно поиграть в увлекательные настольные игры, провести свободное время в командных спортивных состязаниях, в летнее время весело провести досуг на игровой площадке с качелями, батутом, подвижными играми или просто в спокойной обстановке посидеть у телевизора перед сном. Атмосфера в школе по-настоящему домашняя, а дети здесь окружены заботой, вниманием и воспитываются в атмосфере дружбы, взаимопонимания и уважения.

 

6 сирот, которым ищут семьи

6 детей во вспомогательной школе-интернате проживают и учатся постоянно. Это ребята, которые не имеют семьи и родителей. Педагоги работают и над тем, чтобы найти для этих мальчиков и девочек семью. О каждом своем воспитаннике в школе сняли небольшой видео-фильм, который размещен на сайте учебного заведения, а также на официальном ресурсе Национального центра усыновления. В школе-интернате уже был счастливый опыт, когда двое воспитанников были сначала приняты на патронатное воспитание, а затем новоиспеченные родители взяли ребятишек под свою опеку – дети наконец-то обрели семью. К слову, новой любящей и заботливой мамой для двоих особенных ребятишек стала сотрудница школы-интерната. В Администрации школы уверены, что и для остальных ребят удастся найти родителей, невзирая на их особенности. Сегодня Саша, Вадим, Женя, Аня, и Маргарита с нетерпением ждут своих родителей.

Центр помощи «Вера» на постоянной основе оказывает помощь и поддержку «Волковысской вспомогательной школе-интернат». Воспитанники школы-интерната, имеющие статус сирот, учувствуют в благотворительной программе Центра «С Днем рождения!», в благотворительной новогодней акции «Вера в чудо!». Центр также оказывает благотворительную помощь учреждению образования в виде средств гигиены, развивающей литературы, канцелярских принадлежностей, развивающих игрушек и спортивного инвентаря.

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *